ИДЕЯ
История возникновения самой идеи способа перемещения на двухколесном устройстве, схожем по конструктивному решению, с велосипедом, но с помощью ручной мускульной тяги, берет свое начало летом 2017 года. На тот момент в мире не существовало подобных технических решений. В использовании находились только трехколесные устройства на ручной тяге, созданные различными умельцами специально для людей с ограниченными возможностями, и получившие название «хэнд-байк» (hand-bike). Эти устройства имеют различные варианты конструкций, однако всех их объединяет один одно общее качество - наличие трех и более колес для обретения максимальной устойчивости. Отрицательным качеством такой схемы является плохая маневренность и связанная с этим масса ограничений в возможностях. Поэтому главной задачей было создать именно двухколесное средство передвижения на мускульной тяге, по функционалу не уступающее классическому велосипеду, при этом обладающее собственными уникальными возможностями.

ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП
Основной вопрос, на который нужно было дать ответ - возможно ли в принципе осуществить движение на 2-х колесном руковеле? Все вело эксперты в один голос уверяли в обратном - вращать привод руками, управлять и одновременно держать равновесие для простого пользователя слишком сложная задача. Не говоря уже о конкуренции с обычным велосипедом. Тут на первый план вышли принципы! Для опытов в качестве донора, ради экономии времени и сил, был взят подростковый байк, к которому вместо руля установили каретку с большой звездой и шатунами. Для поддержки ног к вилке приварили небольшие уголки. Проехать получилось! Правда очень медленно и неуклюже. Дистанция в несколько сот метров далась с большим трудом. Тем не менее, ответ на вопрос о самой возможности передвижения с помощью рук на двухколесном устройстве был дан положительный…



ВТОРОЙ ПРОТОТИП
Второй прототип решено было проектировать полностью с нуля, так как стандартная вело рама категорически не удовлетворяла новым требованиям, возникшим сразу после испытаний. В дополнение, возникла идея сделать конструкцию складной. Карандашный набросок, нарисованный автором проекта, можно с полным основанием считать первым проектным эскизом руковела. Уже в процессе изготовления модели, некоторые конструктивные узлы были скопированы с трехколесных хэнд-байков в силу разных причин, но в основном из-за недостаточного еще понимания возможностей человеческого организма по отношению к новому средству передвижения. В ходе испытаний стала очевидной несостоятельность идеи копирования и ориентации на существующие технологические решения, в первую очередь, конструкции ручного привода, как основного узла всего механизма, поэтому после проведенных испытаний, на основе полученной информации было принято решение о создании принципиально иной конструкции.




ТРЕТИЙ ПРОТОТИП
Поздней осенью 2017 года три товарища - йог-музыкант, ннженер-парапланерист и дизайнер-изобретатель, собрались в одном из питерских парков, чтобы испытать невиданное доселе средство передвижения. А посмотреть там действительно было на что. Дизайн рамы представлял две изогнутые тонкие трубки, соединяющих заднее колесо с рулевой трубой и скрепленные по центру подседельным штырем с сидением. Нижняя рамная труба объединяла всю конструкцию. Внутри рамы красовалась дизайнерская вставка с надписью «GYM-BIKE» - то есть гимнастический велосипед. Резко бросалась в глаза и разность размеров колес - максимально большого диаметра переднее колесо и небольшое заднее. Однако самые главные изменения коснулись конструкции привода - педальная каретка с шатунами теперь крепилась на рулевом выносе, что позволило добиться свободного вращения и соответственно, руления привода в обе стороны, не упираясь цепью о раму, ноги ставились на удобные упоры, приваренные к вилке переднего колеса. Первым за шатуны взялся спортсмен. Уверенно держась в седле, с силой вращая руками, он быстро набрал скорость, и стремительно стал удаляться по парковой аллее. Но внезапно сделал сальто через голову вместе с велосипедом и распластался на гравии. Вставая навстречу бежавшими оказать помощь товарищами, он изрек сакраментальную фразу - «Не поедет!» Благодаря тренированному телу, испытатель удачно сгруппировался при падении и отделался легким испугом, однако сама конструкция получила значительные повреждения. Продолжать испытания дальше было затруднительно. При обсуждении происшествия возникла дилемма; либо сама идея двухколесного средства передвижения с помощью рук в корне несостоятельна, либо нужно было признать, что новоявленный руковел это совсем не велосипед, и на нем нужно учиться ездить по-другому. Приближалась зима, и все ответы на тяжелые вопросы пришлось отложить до начала следующего сезона. Лето 2018-го года выдалось жарким на события во многих сферах. Важные события произошли и в развитии проекта руковела. Поломанная конструкция была восстановлена и усовершенствована. Новые испытания проходил на максимально медленной скорости, дистанция составила около километра. Попытка закончилась полным успехом. В процессе стало окончательно ясно, что для слаженной работы человека и механизма требуются совершенно новые навыки и приемы, чем при езде на велосипеде. Иное влияние на движение оказывала и внешняя среда, т.е. ветер, градиет, материал дорожного покрытия, поэтому восприятие от езды на руковеле оставило яркое, ни с чем несравнимое впечатление. Интенсивность занятий, длина маршрута постепенно увеличивалась, выбирались все новые направления со своими специфическими особенностями. Параллельно тестировалась сама конструкция, копилась информация о недостатках и идеи по внедрению новых возможностей, что в итоге и воплотилось в следующей модели. Именно 2018 год можно считать временем зарождения нового спортивного направления, а сам прототип его главным представителем. В 2020-м году состоялась премьера показа Джим-байка на выставке в Союзе Художников. В 2021-м году эта модель была так же представлена на выставке «Околесица» в Санкт-Петербурге.




ЧЕТВЕРТЫЙ ПРОТОТИП
История создания очередного, четвертого по счету руковела берет свое начало в 2019-м году. К этому времени стало совершенно ясно, что концепция двухколесного транспортного средства с использованием силы рук оказалась верной, и, что самое главное, открывающей радужные, далеко идущие перспективы. Однако существовало одно «но». Серьезное дело требует серьезной юридической защиты в области патентного права. Автор проекта уже сталкивался с попыткой присвоения идеи создания руковела на стадии изготовления второй версии руковела другим лицом. Однако для патентования документации по третьему прототипу тоже были проблемы. Ведь Джим-байк целое лето проходил испытания на улицах ночного города и всегда вызывал неподдельный интерес и восторг у встречных прохожих. Да что говорить, за ним порой велась настоящая фотоохота как за Лох-Несси. Поэтому для патентования было решено спроектировать и изготовить без публичной огласки новый прототип, который бы включал новее идеи и наработки, полученные ранее при испытаниях Джим-байка. Так появился на свет «Бодискульптор», обладающий рамой с изменяемой геометрией. Такое решение было продиктовано желанием разнообразить работу мускульных отделов организма, в частности, за счет увеличения амплитуды сгибания коленных суставов. Технически, трансформация рамы выполнялась за счет изменения наклона рулевой части велосипеда, где упорным и возвратным механизмом служили пружины, установленные в раздвижной рамной трубе. В конце лета был получен патент на изобретение велосипеда с изменяемой геометрией рамы, и вслед за этим был построен сам прототип. Главным качеством данного руковела была способность передвижения по пересеченной местности. Для этого использовалась колесная формула 24х12 дюймов, рамная конструкция имела низкое расположение привода по отношению к седлу для придания максимального силового импульса при движении в гору. Основной целью было выяснить взаимовлияние точек приложения силы, найти их оптимальное расположения в пространстве и разработать научно-техническую базу для проектирования рамных конструкций и других узлов руковелов для различных условий применения. Тестовые заезды проводились в Москве, на спортивно-тренировочной трассе рядом с велотреком в Крылатском. Испытания прошли успешно, однако ряд старых болезней, которые, как предполагалось, самоустранятся с появлением новой конструкции, остались на месте. В первую очередь это касалось стабильной работы привода. При разных режимах работы, цепь периодически сбрасывалась, и стандартными способами устранить проблему не удавалось. По сути, этот критический недостаток ставил под угрозу всю программу развития руковела. Вторая половина года ушла на исследования и разработку принципиально нового устройства, выполняющего следующие задачи: первое - натяжение цепи при установке ведущего колеса в пазы дропаутов, второе - контроль натяжения в процессе движения, компенсацию провисания цепи в результате воздействия на привод различных механических нагрузок, приводящих к ее сбрасыванию. Другой не менее важной проблемой оставалась невозможность точной регулировки роста человека, точнее, длины ног к точкам приложения силы. Осенью 2020 года был получен патент на съемный контроллер натяжения цепи, а весной следующего года изготовлен и успешно испытан на данном прототипе. Другие технические проблемы были полностью устранены в последующей модели. Одновременно была разработана технологическая база для создания различных типов колесных транспортных средств с использованием ручного привода.




ПЯТЫЙ ПРОТОТИП
Сборка последней экспериментальной модели датирована декабрем 2021 года. Сход со стапеля в канун Нового Года ознаменовал собой итог долгого и невероятно интересного пути по созданию полноценного, оптимального по своим техническим характеристикам уникального транспортного средства. Эта модель является максимально технологичной и готовой для серийного производства, и в будущем должна в стать основой для целого ряда устройств со своими нишевыми возможностями и характеристиками. Данный прототип ориентирован для скоростной шоссейной езды. Он имеет облегченную рамную конструкцию нового дизайна и колесную формулу 28х20 дюймов. В конструкции впервые разработана и применена система с задним тормозом, позволившая использовать в качестве переднего колеса спортивную версию с трещеткой. Испытания показали, что в конструкции заложен большой потенциал для использования ее в качестве полноценного спортивного снаряда. Крейсерская скорость прототипа при оптимальных внешних факторах находится в пределах 22-25 км/час. В ближайшее время предстоят испытания прототипа на спортивном велотреке с целью добиться первого в истории рекордного результата, с применением мускульной силы рук человека. Ожидается, что именно данная модель послужит технологической основой для зарождения нового спортивного направления. В конце августа 2022 года в Роспатент подана заявка, получена дата приоритета, и на данный период времени находится на рассмотрении для выдачи патента на изобретение.




Узнать больше о первых прототипах руковелов можно здесь: gym-bike.rukovel.ru



Всем моим друзьям, кто помогоал и продолжает оказывать помощь в осуществлении проекта, более или менее, так или иначе, но исключительно на безвозмездной основе - сердечная благодарность. Без ваших усилий этот проект никогда бы не состоялся, и Руковел не покатился бы в мир. Игорь ЛОгинов

Адливанкин Борис
Березовский Сергей
Васильева Элеонора
Денисов Дмитрий
Казанцева Анна
Корнилин Тимофей
Логинов Артём
Логинова Лена
Логинова Полина
Чистяков Илья